Индекс дефлятор оборота по рознице

Индекс дефлятор оборота по рознице

В составе весомых макроэкономических показателей, которые используются в практике оценки проданных товаров, индекс оборота розничной торговли (ОРТ). Методика вычисления характеристики утверждается соответствующим приказом ФСТ, как правило, на актуальный календарный год.

Как официальный показатель, коэффициент может быть использован при определении следующих параметров исследуемого сегмента:

  • количества реализованной продукции (доли) компаний в своей нише;
  • нормальной и взвешенной организации сбыта (дистрибуции);
  • общего объема продукции реализованной, дистрибуции и доли по сегментам рынка;
  • количества реализованной продукции, сбыта и охвата сегмента по каждому из направлений реализации.

Такой показатель как индекс физического объема розничной торговли применяется в отношении продовольственных и непродовольственных продуктов, по их группам, ассортименту и определения расходов населения в базисном периоде. Дефлятор всегда находится в свободном доступе. Например, его можно найти на Глобал Брокере или в официальных публикациях Федеральной службы государственной статистики.

Как рассчитывается

До 2003 года порядок расчета дефлятора состоял в определении показателей цен рознице за отчетный период.

Коэффициент ОРТ=дефлятор цен потребления по непродовольственным товарам* вес удельный товарной группы + коэффициент цен потребления на продовольственные товары* вес удельный своей товарной группы

Начиная с 1 января 2003 года свод по розничной торговле исчисляется по новым правилам, то есть в его формуле теперь стала учитываться детализация изучаемых товаров. Весами для дефлятора потребительских цен теперь является формула Ласпейреса.

Общий индекс оборота розничной торговли является сводным, для его расчета составляются специальные своды, в которых последовательно заносятся следующие сведения:

  • данные, поступившие по рознице;
  • объем реализации продовольственной продукции;
  • данные по товарам непродовольственной категории;
  • объем реализованных в рассматриваемом периоде пива и других алкогольных напитков;
  • характер продаж в розницу отдельно рассматриваемых групп продукции.

Вслед за критикой о торговле фондовыми индексами Федеральная служба государственной статистики выносит четкие рекомендации по подсчету макроэкономических параметров. Они могут быть использованы маркетологами, отделами реализации и другими профильными специалистами, в задачах которых входит определение и развитие каналов сбыта, увеличение продаж и изучение своего потребителя.

Нередко органы государственной статистики приводят оперативные данные о рассчитанных параметрах по физическим объемам в целом по Российской Федерации или ее субъектам. Чаще всего в расчетах продаж используются макроэкономические показатели с региональным признаком.